Комментарий на рассказ "Письмо из ниоткуда"
Стиль этого рассказа напомнил мне больше манеру пересказа увиденного: много описания, подробные мелочи действий, минимум внутренних переживаний. Действие происходит в течение дня: начинается все с ожидания посадки на самолет, заканчивается вечерним выпуском новостей. Указание времени перед каждым новым шагом сходствует с неким отчетом о происшествии какого-либо события (как то было в некогда популярном сериале «Секретные материалы»). Это довольно интересная идея повествования, которая создает чувство того, что что-то определенно должно произойти в ближайшее время. Оно держит читателя в напряжении, в ожидании происшествия.
Автору отлично удалось создать образы пассажиров: странный мужчина, с навязчивой идеей проверки содержимого своего пиджака, нахальный и безрассудный, как выяснилось уже потом, в салоне самолета, молодой парень. Жвачка, атрибуты современной продвинутой молодежи, нагловатое поведение – все это ярко показывает всю натуру персонажа. В то же время, автор не наделил героиню слабостью к осуждению или иному виду выражения своего отношения к соседям. Героиня оставила нам право самостоятельно складывать мнение об описанных персонажах: не нравятся они нам, возмущают нас или вызывают симпатии – нам решать.
Ближе к концу происходит кульминация. Автор медленно, но верно подвел героев рассказа к обстоятельствам, исход которых не зависит от них, но которые объединили всех пассажиров в одно целое – в заложников ситуации. Удачно удалось описать безвыходность происходящего:
«Мой отец всегда говорил, что безвыходных ситуаций не бывает. Он всегда говорил, что нужно искать выход. И я всегда искала и всегда находила. А сейчас не могу. Да и что теперь сделаешь? Как с подводной лодки под водой никуда не сбежишь, так и с самолёта в небе»
Последняя попытка, возможно, не спастись, но хотя бы сделать попытку связать свою стремительно двигающуюся к концу жизнь с внешним миром. Телефон, в который кричит девушка последние слова в своей жизни, стал единственным средством для того, чтобы попытаться дать знать своим родителям о себе. Столько необходимо сказать, во многом признаться, но времени хватает только на то, чтобы сказать «прощай».
Полностью рассказ создает необычное впечатление. Вы будто окунаетесь в тот кошмар, что переживает героиня, и снова оттуда выныриваете. Чувствуете собственную неспособность влиять на события, страх. А самое главное, задумываетесь над тем, что жизнь может резко оборваться, на самом интересном месте.
Переходя к ошибкам, отмечу, что есть парочка замеченных мною. Во-первых, из-за того, что крушение самолета – действие стремительно развивающееся, наличие наречий «вдруг» и «тут» - оправдано. Но их слишком частое употребление режет слух. Лучший вариант – освободиться от них по возможности. Вместо: «И тут я вдруг поняла, что всё», просто: «я поняла – это все».
Во-вторых, меня немного смутила фраза «парень лет двенадцати». Все же, я думаю, что в двенадцать лет – это еще мальчик. Хотя, это спорно.
«А вон, недалеко от меня сидит старушка. Рядом с ней стоит маленькая девочка лет четырёх. Малышка постоянно вскакивает и начинает бегать вокруг, не обращая внимания на сердитые окрики бабушки».
Если девочка стоит рядом с бабушкой, то откуда она может вскакивать? Или я чего-то не понимаю, значит, в этом месте необходимо немного поподробней описать положение девочки.
Насчет того, как падал самолет, а главное, как долго – у меня тоже возникли сомнения. Я, например, не знаю, с какой скоростью это происходит. Успела бы героиня оправиться от сковывающего страха и взять телефон, при этом перенабирать несколько раз номер, дозвониться до отца? Вообще, совет, который мне однажды дал очень хороший человек, и которым я воспользовалась, чего и всем начинающим прозаикам желаю: пишите лучше о том, что знаете.
И последнее. Сомневаюсь, что экстренный выпуск о крушении самолета, произошедшего в десять утра, вышел в семь вечера. Это происходит намного быстрее. Проходят буквально пол часа, а то и меньше, но никак не девять часов.
Редактор - Виктория Малик